Подзаконные акты и официальные выступления 2014-15
Поняв, что отмолчаться не удастся, профильные российские ведомства стали нащупывать пути подхода к теме госрегулирования криптовалют.
Как указано выше, в новые законы или изменения/дополнения к старым это пока не вылилось.
В ход пущены письма, информационные сообщения, разъяснения и даже отдельные судебные решения.
Кроме того, начали высказываться официальные лица.
Итак, РФ vs Биткоин, краткая хроника 2014-2017
2014 год
1. Информация Центрального банка РФ (Банка России) от 27.01.14
«Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн»
27 января пресс-служба Центробанка РФ выпускает один из первых (если не самый первый) документ, отражающий мнение профильного государственного органа по исследуемому направлению, что дает понять настрой чиновников ЦБ РФ на самом раннем этапе эволюции их взглядов на «криптопроблему».
Можно выделить следующее:
1. Несколько пренебрежительный оттенок текста: «так называемые «виртуальные валюты», «так называемые «виртуальные биржи».
2. Указание на «спекулятивный характер операций» с биткоином.
Очередной повод пожурить «проклятых» спекулянтов, от которых все зло.
3. Пассаж о «высоком риске потери стоимости» вложений.
Банк России предостерегает «доверчивых», малоопытных граждан и юрлиц, ослепленных биткоиновым сиянием, от операций с криптовалютами.
Пока предостерегает.
4. «Между прочим» ЦБ РФ упоминает о запрете денежных суррогатов (см. ст. 27 Закона 86-ФЗ, приведенную выше).
5. Упомянув, о том, что биткоин идеальный «виртуальный финансовый инструмент» для террористов, их финансистов и отмывателей доходов, Банк России, всего через два абзаца, переходит от мягких предостережений к жестким фразам:
«Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По сути — это угроза. И не шуточная.
Это статья.
Причем, уголовного кодекса.
Например, в соответствии со ст. 174 и 174.1 УК РФ за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, санкция лишения свободы — до 7 лет.
Резюме — физическим лицам не рекомендуют, а юридическим — «настоятельно» не рекомендуют иметь дело с криптовалютами.
По большому счету, регулирование сводится к запрету или к отстранению: «Если, что — виноваты сами, мы предупреждали».
2. Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06.02.2014 «Об использовании криптовалют»
Проходит ровно 10 календарных дней и свою позицию обозначает Росфинмониторинг, используя подачу от Центробанка сделать это совсем нетрудно.
Посыл Росфинмониторинга понятен, прозрачен и предсказуем.
Риторика совпадает с «центробанковской»: «так называемые криптовалюты», мантра о противоправности денежных суррогатов, забота о правах «криптопотребителей» и пр., вплоть до прямой ссылки на Информацию ЦБ РФ от 27.01.14.
Но в документе появляется фрагмент, стержневой для раскрываемой темы:
«Процесс выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства».
Вот так. Не больше и не меньше.
Госрегулирование криптовалют невозможно.
Ну и конечно, совет запретительного характера от Федеральной службы по финансовому мониторингу:
«Росфинмониторинг информирует, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма».
Логика ясна — если нельзя регулировать, значит, надо запрещать.
2015 год
В конце мая, в российских СМИ появляются цитаты из выступления в Госдуме зампреда ЦБ РФ Ольги Скоробогатовой п/п криптовалют.
Цитаты от Ольги Скоробогатовой:
«ЦБ предлагает в отношении ходящих в России криптовалют «применять законодательство с определенным уточнениями в части налогов, контроля и отчетности, как к цифровому товару».
«Если люди этим занимаются, они должны за это платить деньги. А мы должны четко понимать, как контролируем эту деятельность»
«Это <оборот криптовалют> в угрозу может превратиться очень быстро».
О. Скоробогатова, пообещала подготовку в месячный срок Центробанком варианта соответствующего документа, который устроит профильные министерства и ведомства.
К сожалению, по ситуации на февраль 2018 г., полноценный документ так и не появился. Трудно сказать, что произошло: то ли черновик нормативного акта застрял в процессе согласования, то ли Ольга Скоробогатова переоценила способности методологов Банка России.
А может быть, ЦБ РФ занял выжидательную позицию, обычную для регуляторов в ситуации с виртуальной валютой?
Заявления зампреда Банка России носят важный характер. Они дают направление взгляда финрегулятора.
Криптовалюта — товар.
Таким образом, в общих чертах, понятно каким планируется налогообложение операций с биткоином. В частности, возможен НДС.
Но увы, слова остались только словами, пусть и сказанные заместителем Председателя ЦБ РФ перед депутатами парламента.