Эффект хеджирования в реальном бизнесе.
Что такое хеджирование?
Хеджирование – это защита бизнеса от изменения валютных курсов, цен на сырье и финансовые активы с помощью биржевых инструментов.
Кому актуальна данная услуга?
Риску изменения валютных курсов подвержены все компании, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, а именно:
- Импортируют или экспортируют продукцию;
- Закупают иностранное оборудование;
- Получают финансирование в валюте;
- Производят или закупают товары, цены на которые привязаны к биржевым котировкам.
Эффект хеджирования |
||
Курс, руб | 55 | 60 |
Выручка | 100 | 100 |
Валютная себестоимость | (50) | (59) |
Рублевая себестоимость | (10) | (10) |
Лизинг (в валюте) | (15) | (18) |
Проценты по займу (в валюте) | (15) | (18) |
Прибыль | 10 | (5) |
Какие преимущества постоянного хеджирования?
- Гарантированное исполнение бюджетов и бизнес планов;
- Предсказуемость в планировании ликвидности;
- Рост конкурентоспособности за счет более гибкого ценообразования.
Пример.
Сравним две компании-импортера с оборотом закупки в 1 млн долл. в квартал. Каждый период компании закупают товар на 1 млн долл. и продают его в рублях с наценкой 25%. Рост оборота обоих компаний на 2% в квартал. Компания 1 хеджирует риски постоянно, Компания 2 – только в кризисные моменты, когда волатильность курса очень высока.
Компания 1: суммарная прибыль 192,7 млн долл. Финансовый эффект +61 млн долл. или +46,4%.
Компания 2: суммарная прибыль 131,6 млн долл.
Компания, которая хеджируется постоянно, заработала на 46,4% больше прибыли за 8 лет и ни разу не получила отрицательный финансовый результат.
Принятие решений о хеджировании только в кризисные периоды, как видно на примере Компании 2, негативно сказывается на прибыли.
Хеджируются только компании?
Хеджированием занимаются не только отдельные компании, но и целые страны. Например, Мексика – крупный производитель и экспортер нефти. Как для экспортера биржевого товара, для нее существует валютный риск и риск изменения цен на нефть.
В 2015 году, несмотря на падение цен на нефть и снижение курса песо к доллару, Мексика смогла зафиксировать выгодные цены и курсы, что позволило заработать 4,6 млрд долл. дополнительной прибыли.
А что насчет российских компаний?
Российские компании также начинают активно использовать хеджирование. Мегафон совершает крупные закупки телекоммуникационного оборудования в долларах, при том, что доходы компании в рублях. Как крупный игрок, компания заключает долгосрочные договоры. Рост курса неизбежно ведет к удорожанию данных закупок в рублевом эквиваленте.
В 2012 году Мегафон начал программу минимизации валютных рисков. Благодаря ей компания сэкономила около 30 млрд руб. за три года. В 2015г. убыток от курсовых разниц сократился, по словам представителя компании, на 41%. Из отчетности оператора видно, что в 2015г. убыток составлял 10 млрд руб., а в 2014г. – 16,9 млрд руб.
Данные примеры показывают, что хеджирование позволяет исполнить бизнес-планы даже в самых сложных экономических условиях, а в отдельных случаях (как, например, в Мексике) заработать сверхприбыль.