Эффект хеджирования для российских компаний

Наш анализ показывает, что компания-импортер, которая регулярно хеджировалась последние 8 лет, заработала на 46.4% больше прибыли и ни разу не получила убытка.

Эффект хеджирования в реальном бизнесе.

Что такое хеджирование?

Хеджирование – это защита бизнеса от изменения валютных курсов, цен на сырье и финансовые активы с помощью биржевых инструментов.

Кому актуальна данная услуга?

Риску изменения валютных курсов подвержены все компании, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, а именно:

  • Импортируют или экспортируют продукцию;
  • Закупают иностранное оборудование;
  • Получают финансирование в валюте;
  • Производят или закупают товары, цены на которые привязаны к биржевым котировкам.

Эффект хеджирования

Курс, руб 55 60
Выручка 100 100
Валютная себестоимость (50) (59)
Рублевая себестоимость (10) (10)
Лизинг (в валюте) (15) (18)
Проценты по займу (в валюте) (15) (18)
Прибыль 10 (5)

 

Какие преимущества постоянного хеджирования?

  1. Гарантированное исполнение бюджетов и бизнес планов;
  2. Предсказуемость в планировании ликвидности;
  3. Рост конкурентоспособности за счет более гибкого ценообразования.

 

Пример.

Сравним две компании-импортера с оборотом закупки в 1 млн долл. в квартал. Каждый период компании закупают товар на 1 млн долл. и продают его в рублях с наценкой 25%. Рост оборота обоих компаний на 2% в квартал. Компания 1 хеджирует риски постоянно, Компания 2 – только в кризисные моменты, когда волатильность курса очень высока.

Компания 1: суммарная прибыль 192,7 млн долл. Финансовый эффект +61 млн долл. или +46,4%.

Компания 2: суммарная прибыль 131,6 млн долл.

Компания, которая хеджируется постоянно, заработала на 46,4% больше прибыли за 8 лет и ни разу не получила отрицательный финансовый результат.

Принятие решений о хеджировании только в кризисные периоды, как видно на примере Компании 2, негативно сказывается на прибыли.

Эффект хеджирования достигается постоянным хеджированием
Преимущества постоянного хеджирования

 

Хеджируются только компании?

Хеджированием занимаются не только отдельные компании, но и целые страны. Например, Мексика – крупный производитель и экспортер нефти. Как для экспортера биржевого товара, для нее существует валютный риск и риск изменения цен на нефть.

В 2015 году, несмотря на падение цен на нефть и снижение курса песо к доллару, Мексика смогла зафиксировать выгодные цены и курсы, что позволило заработать 4,6 млрд долл. дополнительной прибыли.

 

А что насчет российских компаний?

Российские компании также начинают активно использовать хеджирование. Мегафон совершает крупные закупки телекоммуникационного оборудования в долларах, при том, что доходы компании в рублях. Как крупный игрок, компания заключает долгосрочные договоры. Рост курса неизбежно ведет к удорожанию данных закупок в рублевом эквиваленте.

В 2012 году Мегафон начал программу минимизации валютных рисков. Благодаря ей компания сэкономила около 30 млрд руб. за три года. В 2015г. убыток от курсовых разниц сократился, по словам представителя компании, на 41%. Из отчетности оператора видно, что в 2015г. убыток составлял 10 млрд руб., а в 2014г. – 16,9 млрд руб.

 

Данные примеры показывают, что хеджирование позволяет исполнить бизнес-планы даже в самых сложных экономических условиях, а в отдельных случаях (как, например, в Мексике) заработать сверхприбыль.

Назад